Назад

Вы купили, пока спали. Часть 2

В первой части нашего краткого анализа связей сознания человека с инфо-средой и искусственным интеллектом (ИИ), мы не коснулись важнейшего – этического аспекта этой темы. Между тем, по мере развития технологий, значение этого аспекта будет расти.
Это касается и воздействия машинных нейро-систем и ИИ на человеческий мозг, и обратного воздействия. В мировой печати не раз высказывались опасения, что разработчики систем ИИ получат возможность читать мысли людей и создадут утончённые системы воздействия на них.
Примерно год назад в США было представлено компактное устройство Dormio, которое позволяло воздействовать на человека методом, названным исследователями «целевой инкубацией сновидений». Воздействие основывалось на том, что в переходном состоянии от сна к бодрствованию и обратно, человеческий мозг очень восприимчив к внешним раздражителям. В принципе, большинство людей знают это по себе. Например, вас качает в поезде, а вам снится ужасный сон, что раскачивается и вот-вот упадёт здание, в котором вы находитесь.
Устройство Dormio (фактически «умная перчатка») определяло момент этого пограничного состояния по данным о мышечном тонусе, сердечном ритме, активности нервной системы, и стоявшее рядом устройство озвучивало различные слова. При этом устройство не давало испытуемым войти в глубокую фазу сна, когда они ничего бы уже не воспринимали. Было замечено, что произносимые слова появлялись во сне. Например, озвученное слово «дерево» появлялось в 67% случаев.
Основных этических вопросов как минимум два. Первый: насколько сделанный в «пограничных состояниях» сознания выбор или образ действительно является сознательным выбором человека и должен фиксироваться именно как «выбор»? Второй: не следует ли изначально ограничить на уровне массового программного продукта возможность подобных воздействий («взлом мозга») и кто это должен инициировать?
Уже можно представить рекламу, вроде «В нашей метавселенной даже во сне вы сможете быть активны!» Нет сомнений, что желанием людей «учиться», «лечиться», «читать» и «слушать», а может, и «покупать» во сне постараются воспользоваться не только рекламодатели, но все, кто хочет воздействовать на наш мозг и наш «цифровой профиль».

Похожие статьи