Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Планируемое ведущими автопроизводителями прекращение выпуска автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) ставит вопрос, какую из альтернатив развивать: водородные электродвигатели или электродвигатели от аккумуляторов.

Что касается Беларуси, то здесь одно из важных ограничений – морозоустойчивость этих двигателей. Зима 2020-2021 года показала, что даже при смягчающемся климате возможны длительные периоды с морозами ниже -20°С. Однако на данный момент устойчиво водородные двигатели работают только при температуре не ниже -6°С. И лишь в экспериментальном режиме – при температурах ниже -20°С.

Означает ли это, что в наших широтах надо «ставить крест» на водороде? Безусловно нет. Двигатели этой системы, по сути, работают от химической реакции водорода с кислородом внутри ячеек топливных элементов. Ячейка состоит из пары электродов: положительного катода (с него подаётся кислород) и отрицательного анода (с него подаётся водород), между которыми – полимер с тонко нанесённым слоем катализатора реакции. На выходе или «на выхлопе» образовывается вода, что и делает такой транспорт экологичным, но не очень дружным с морозным климатом.

Климатические условия для ДВС на водороде есть на большей части населённого мира, а инфраструктурные (сеть водородных заправок) только, разве что, в американском штате Калифорния. Но это пока.

Отметим, что в Исландии, где климат сопоставим с белорусским, автобусы на водородных ДВС появились уже в начале 2000-х годов. Но вскоре пришлось пересмотреть и переработать всю технологию, и только с 2018 года, после «повторного» запуска, водородные автобусы заработали надёжно.

Этот пример показывает, что наука и практика не стоят на месте. Однако, вопрос зачастую упирается в финансы. Исландия – страна с обилием дешёвой геотермальной энергии, а производство автомобильного водорода – процесс весьма энергоёмкий и дорогостоящий. С другой стороны, Беларусь с вводом Островецкой АЭС должна стать устойчиво энергоизбыточной страной.

Show CommentsClose Comments

Leave a comment