Перейти к контенту Перейти к боковой панели Перейти к нижнему колонтитулу

Экономика и образ жизни будущего – это не только девайсы, гаджеты, блокчейн, финтех и телекоммуникации, но и такие древние и обыденные вещи, как лён, мясо, хлеб… и в том числе алкоголь. Стабильность потребления в Европе и мире этого продукта на протяжении веков говорит о том, что в как минимум в ближайшие десятилетия он никуда из массового обихода не исчезнет, как бы кто к нему не относился.

Разные государства принимают по алкогольному вопросу совершенно разные решения, примерно в равной степени уделяя внимание фискальной и здравоохранительной стороне дела. Что же касается потребителей, то их предпочтения сильно меняются. Так, российское Независимое национальное рейтинговое агентство (НРА) зафиксировало спад спроса в России на «самый русский» напиток – водку. Её розничные продажи в первой половине 2021 года составили 344 млн литров, что на 4% ниже, чем за тот же период 2020 года. Интересно, что исследование так и названо — «Российская водка: надежда на заграницу».

Другая исследовательская компания GfK, которая годами отслеживает покупки почти 20 тысяч домохозяйств, зафиксировала снижение покупок этого продукта почти на 8% по сравнению с первой половиной 2019 года. Фиксируют этот тренд и ретейлеры: в сети «Азбука вкуса» за 6 месяцев этого года количественные продажи водки снизились на 11% в сравнении с тем же периодом 2020 года. И это – долгосрочная тенденция, – фиксирует GfK. Доля домохозяйств, покупающих водку, медленно, но постоянно снижается с 2016 года.

Официальные данные по Беларуси также показывают снижение продаж водки в первой половине 2021 года к 2020 году на 2 %. Однако за первую половину этого года в стране купили более 84 миллионов бутылок водки – почти по 9 на каждого жителя страны.

Интересно, что на прошлой неделе Правительство Беларуси увеличило квоты на производство алкоголя, предназначенного для внутренних продаж (соответствующее постановление было опубликовано 8 сентября на Национальном правовом интернет-портале). Предполагается увеличить производство натуральных фруктово-ягодных вин на 2,640 млн литров – суммарно до более 49 млн литров. А вот квоты на плодовые крепленые вина убавлены на 2,195 млн литров. То есть производство более «градусных», и, как правило, менее качественных напитков сокращено. Впрочем, и их потребление в этом году в I полугодии снизилось почти на 5,5%. Тенденция позитивная.

Из трендов спроса, вытекает, что, по крайней мере в рамках Союза РБ и РФ государства могут «подтолкнуть» тенденцию, понизив акциз на менее крепкие спиртосодержащие напитки. Можно пойти и дальше, минимизировав акциз на пиво с содержанием спирта менее 4% или даже 3,5% (в Европе такого пива много, и оно пользуется спросом). Это ускорило бы формирование новой питейной культуры не только у молодёжи.