Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Цифровизация общения властей различного уровня с гражданами – процесс, который где-то медленнее, где-то быстрее шёл по всему «цивилизованному миру». Пандемия COVID-19 в большинстве развитых стран придала сильное ускорение этому процессу.

Причём успехи в этом движении продемонстрировали не только далёкие высокотехнологичные страны, но и Россия, а в особенности – Москва. Обладая огромными финансовыми ресурсами, город сделал практически ненужным личное посещение гражданами не только государственных органов (вроде налоговой инспекции), но и муниципальных учреждений образования, жилищно-коммунального хозяйства, органов социального обеспечения.

Цифровое взаимодействие с государственными и муниципальными органами всячески стимулируется. Так, оплата государственной пошлины за новое водительское удостоверение через сайт государственных услуг составляет две трети от суммы, которую надо заплатить в отделении банка. Причём такой порядок действует по всей России.

Но есть моменты, которые с пандемией и цифровизацией ухудшились, а именно обратная связь между чиновниками разного уровня и гражданами. На это жалуются не только россияне, но и жители множества разных стран.

Общая схема «виртуального правительства» такова: гражданин властям отправляет запрос (с электронными подтверждающими документами), а орган власти гражданину присылают ответ (также с документами, решениями и пр.). Однако функция «обсудить» виртуальной властью многих стран исполняется достаточно туго.

Что касается электронных инструментов, то они заведомо имеют ограничение в виде времени на обработку запроса или обращения. То есть вопрос о каком-нибудь задуманном местной властью заборе / газоне /ливнёвке и прочем можно по переписке обсуждаться месяцами.

Казалось бы, выход можно найти в чатах и онлайн-конференциях на разных платформах. Однако обязывающих нормативов на частоту такого общения, как правило, пока нет (приятным исключением можно назвать разве что Финляндию), особенно в Восточной Европе. Прямой диалог превратился в дело доброй воли чиновников, что, кстати, наблюдается и у нас в ряде местных исполкомов.

В общем, виртуальной власти необходимы новые стандарты обратной связи и диалога.

Show CommentsClose Comments

Leave a comment